Архимандрит Амвросий (Мунтяну): «У Церкви есть свои воины, которые оберегают душу народа от вражеских нападений».

-Отец Амвросий, как Вы считаете, какова роль монашества и монастырей в сохранении и развитии духовных и культурных ценностей нашего народа?

— Роль монашества в современном обществе определяется целью монашества и монастырей, в целом, а оно, как известно, заключается в поддержание непрерывной молитвы. Монашеские обители были основаны как места непрерывного молитвословия. Не существует и не может существовать никакой другой большей цели, кроме той, ради которой были задуманы монастыри. Эта цель – Царствие Божие и для её достижения монахи ставят перед собой одну задачу – совершенствование во Христе. Монастырскую молитву можно сравнить с неугасимой лампадой Церкви, народа и страны, а монахов с хранителями этой лампады. Пока она горит, излучает свет и тепло всем. Свет тем, кто всё еще блуждает во тьме неверия и тепло обремененным заботами этой жизни. На этой основе созидаются и держатся все духовные и культурные ценности людей и народа именующего себя православным.
Вне молитвы нет духовных ценностей. Вот почему главнейшая забота монахов была и остается молитва, самим молиться и людей научить молитве.

— Можем ли мы говорить о «революционном» участии монахов в судьбе нашего православного народа в разные исторические периоды его бытия?

— Монах по определению человек отрешенный от общества, но это не означает, что он должен быть равнодушным к людскому горю. Наоборот, из многовековой истории нашего народа мы узнаём, что монастыри принимали активное участие в жизни общества, заботясь о чистоте веры и нравов народа, оберегая человеческую душу от пагубных влияний, направляя людей на путь истины. Монахи всегда были духовными стражами страны. Подобно тому, как стране нужны солдаты для охраны её границ, у Церкви есть свои воины, которые оберегают душу народа от вражеских нападений. Кто приютил молдаванина, когда иноплеменники вторгались в его дом с мечом в руках? Монастырь. Кто дал ему кусок хлеба во время засухи и неурожая? Монастырь. Кто успокоил его боль и горе? Конечно монастырь.
Монастыри были и, слава Богу, ещё являются больницей и школой для нашего народа. В наших монастырях были написаны первые книги, отсюда черпали любовь к Богу и к Церкви, у монахов учились терпению и доброте, столь характерные для нашего народа, здесь, в монастырских храмах, подвижники благочестия, благодатью Христовой, исцеляли «всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23).

— Если сравнить монашество и монастырскую жизнь нашего времени с тем, что было несколько веков назад, как Вы считаете какого «качество» монашеской жизни, есть ли прогресс в этом плане или нет?

— Монашеская жизнь есть постоянная борьба с самим собой, ожесточенный бой, который требует усилий, настойчивости и упорства. Согласно Святому Симеону Новому Богослову, религиозный аскетизм, то есть исполнение евангельских заповедей не является самоцелью монашества, но средством, с помощью которого мы обнаруживаем свои слабости и немощи и вместе с этим приобретаем смирение, что и приближает нас к цели христианской жизни – самому Богу. Таким образом «качество» (используя Ваш термин) духовной жизни монаха не зависит от монастыря в котором он подвизается и тем более от исторического периода в котором он жил, но от того в какой степени он смирил себя, во имя Христово, ибо от смирения рождаются добродетели обожествляющие человека. Сколько людей столько путей, которые ведут к Богу, — говорят Святые Отцы. Соответственно, сколько подвижников в монастырях, столько же зажженных свечей на узком и тернистом пути, ведущем в Царствие Божие.
Что касается того, прогрессирует или деградирует современное монашество, то мы знаем, что древние Отцы пророчили духовный упадок и ослабление монашества последних времён. Но те же Отцы писали, что монахи, которым будет суждено жить перед концом света, терпением скорбей и болезнями просияют более тех, которые жили в прежние века, так что на них исполнятся слова Христовы о том, что первые будут последними, а последние первыми (Лк. 13, 30).

— Насколько далеко может зайти общение монаха с мирянином?

— Общение монаха с мирскими возможно до той отметки, с которой начинается грех, потому что нет большей и злейшей беды на земле, чем грех. Мирянин должен увидеть в монахе благовестителя Евангелия, собрата в страданиях, попутчика к небесам, а не, извините за выражение, «чувака» с которым «прикольно» провести время. К сожалению не все миряне делают это различие и не все монахи в силах противостоять такому искушению. Сегодня монахи часто рассматриваются мирянами как своего рода оберег. Нередко монахов приглашают принимать участие в мирских мероприятиях более для декорации, чем для духовной пользы, так как это якобы придаёт мероприятию благочестивый характер. Иногда монахов приглашают поучаствовать на днях рождения, свадьбах и других мирских праздниках, ошибочно думая, что от их присутствия больше гарантий успеха в семейных и житейских нуждах. В последнее время у нас вошло в моду брать монахов в крестные отцы, что совершенно чуждо монашеской традиции. Если бы миряне знали, сколько духовного вреда наносят они монахам таким отношением, смилостивились бы над ними и оставил бы их в покое в своих монастырских кельях. Возможно и мы, монахи, должны быть более решительными, но порой как трудно знать, до каких пор можно руководствоваться заповедью о любви к ближнему, и где та грань, после которой лучше расстроить человека, чем оскорблять величие Божие.

— Возможно ли в наше время пустынничество, то есть полная изоляция от мира?

— Насколько я понимаю, монах должен пребывать в постоянной тоске по пустыне. Сама по себе монашеская жизнь предусматривает отречение (уход) от мира. Это возможно осуществить двумя путями: в буквальном смысле слова, когда подвижник полностью изолируется от общества, (чего, из-за плотности населения, невозможно добиться в условиях Республики Молдова), и в переносном смысле, когда сердце монаха становится его пустыней, место встречи со своим личным Богом. И этот второй путь является самым безопасным и наиболее рекомендуемый монахам XXI века.

— Что является самым большим искушением для монаха нашего времени?

— Наибольшее искушение для современного монаха это его обмирщение, которое проявляется в любви ко всему мирскому. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей», — говорит Господь (1 Ин. 2:15). Конечно, не о естественной любви к родителям, к братьям и сестрам речь, а о порочной зависимости от всего того, что лишает монаха свойственного его образу мыслей и делания тишины, всего того что отдаляет его от Бога. Мы, монахи не пришли из другого мира и всё то, что свойственно земным нам не чуждо. Мы родились на земле, мы такие же люди, как и все. У нас такое же тело как у всех, у нас такие же слабости, как и у остальных людей на земле. Мир, словно магнитом притягивает нас к себе, а Господь говорит, что мы не от мира сего, потому что Он избрал нас от мира (Ин. 15:19). Диавол знает этого и прилагает все усилия для того, чтобы соблазнить нас мирскими делами. Наш внутренний ветхий человек толкает нас к плотским наслаждениям, к стяжательству, а Евангелие призывает нас отвергнуть себя, взять на себя благое иго Христово и понести легкое бремя, то есть крест Господень. Не зря же мы на Литургии, в Херувимской песни, поем: «всякое ныне житейское отложим попечение», то есть оставим всякую мирскую суету и обременим себя спасительным ярмом Христовым. Таким должен быть сегодняшний монах, постоянно борющийся со всем тем, что препятствует ему всю свою жизнь целиком и безоговорочно отдать Христу Богу.

— Изменилось ли с течением времени миссия монашества в мире?

— Ни в коем случае. Монах был и остаётся воином Христовым, Господним атлетом, свечой в церковном подсвечнике, хранителем молитвы. Только от века к веку, некоторые формы монашеского служения, от того что в них больше потребности, приобретают более нужный характер, а другие становятся менее востребованными, но от этого их важность ни в коем случае не умаляется. Как говорит Святейший патриарх Кирилл, Церковь не модернизируется, она актуализируется, то есть чувствует пульс времени, понимает угрозы духовной жизни человека, вникает в сущность проблем, с которыми сталкивается общество и старается помочь в их преодолении. Сегодня монахи являются подобного рода санитарами общества. То есть их служение миру заключается в том, чтобы взять на себя бремя падшего человека, нести на себе тяжесть человеческого греха, вымолить человеческий грех. По опыту могу сказать, что принять исповедь мирских одно из самых нелегких и малоприятных монашеских послушаний, но в то же время оно самое востребованное и наиважнейшее в деле духовного попечительства. Мы предлагаем людям свободу от греха, во Христе, и люди нуждаются в ней больше, чем когда либо.

— Как Вы думаете, бывают ли «более святые» и «менее святые» монастыри?

— Я бы сказал что есть «более святые» и «менее святые» монахи. Молдавская поговорка говорит, что человек освящает место, и это выражение весьма кстати, когда речь идёт о монастырях. Как мы знаем из истории Церкви, монастыри образовывались не на пустом месте. Древняя монашеская традиция гласит: «нет старца, нет монастыря». Монастырь это не только храмы и стены. Ядром монашеской общины является монах подвижник, опытный духовный старец вокруг которого, по слову Христову, собираются ученики, а их сообщество и называется монастырём. Вот почему древние монастыри были названы именами своих основателей как, например, в Палестине — лавры преподобных Саввы и Харитона, в Египте — лавра преподобного Пахомия, на Афоне — лавра преподобного Афанасия, в России — Сергиева лавра, в Молдове — лавра преподобного Паисия и т.д. Каждый монастырь несет на себе отпечаток того кто управляет им и тех, кто населяет его. Говорить же о монастырях, что одни более, а другие менее святы, ошибочно хотя бы потому, что в любом монастыре живут более или менее одухотворенные монахи, то есть находящихся на различных этапах восхождения к Богу — кто-то выше, кто-то в середине, а кто-то вообще только-только наступил на ступенях духовной лестницы.

— В последнее время мы свидетели роста желающих посетить наши монастыри. Турфирмы Молдовы всё чаще предлагают своим клиентам посещение молдавских монастырей. Как это отражается на монастырской жизни?

— У нашего народа издавна существует обычай паломничества по святым обителям, особенно в их престольные праздники. Посещение монастырей естественное проявление христианской традиции. После многих лет духовного вакуума, иначе не могло быть. Люди разочаровались в политике, в деньгах, в материальных благах. В жизни каждого человека наступают моменты, когда забота о насущном уступает место духовным потребностях. Одни приходят в монастырь для того чтобы осмотреть местные достопримечательности, другие чтобы узнать прошлое нашего народа, а некоторые из любопытства увидеть монаха в живую. Одних к нам приводит горе, других болезнь и таким образом человек рано или поздно найдёт дорогу к монастырю. Конечно наплыв маловоцерковленных, а порой вообще неверующих людей негативно отражается на монашеском делании. Естественно нам хочется чаще видеть в монастырях паломников, людей знающих как себя вести в святом месте, но при этом мы рады каждому человеку, перешагнувшему через порог нашего монастыря, пусть даже и ценной потерянной монастырской тишины, ведь извлечёние одной души из греховной тьмы имеет неоценимое значение в глазах Бога. А мы для этого мы были рождены, чтобы принести свет в мир.

— Что может посоветовать монах современному верующему человеку?

— Ищите Бога и жива будет душа ваша,- говорит нам Священное Писание. Тоска по Богу, вот что не хватает современному верующему. Наш православный человек, а таковых в Молдове согласно переписи более 90%, слишком прочно застрял в мирских заботах. Всё больше печёмся о хлебе насущном и всё меньше остаётся времени для молитвы, для того чтобы ходить в церковь, приобщиться Богу в церковных Таинствах. Жизнь сегодняшнего человека во многом определяется работой, в городах, и обрабатыванием земли, в сёлах, но эту отнюдь не оптимистическую реальность мы, монахи, можем и должны изменить своим личным примером, жертвенным служением Богу и народу Божьему, молитвой. В чём да поможет нам Господь Бог!

С архимандритом Амвросием беседовал Николае Кырлиг.

free counters
Powered by WordPress | Sinterklaas 2010 en 2010 Sinterklaas 2010. | oh oh valtho Barbie oh oh cherso, WPW and Free wordpress themes